Звонок бесплатный

"Диспетчеризация лифта"

Диспетчерский контроль за работой лифта



История диспетчерского контроля

Одно из первых упоминаний о диспетчерском контроле за работой лифтов в России относится к 1940 году. Мастер подъёмных сооружений Г.И. Строганов в Москве впервые применил автоматическую сигнализацию, что привело к надежной круглосуточной работе лифтов, а также снизило затраты на эксплуатацию за счет сокращения лифтеров [1].

В послевоенной Москве специалисты треста «Лифтремонт» предложили оборудовать лифты трехсигнальной диспетчерской системой собственной разработки, которая могла контролировать работу группы из 30-40 лифтов. Установка системы также позволяла сократить количество лифтеров, контролировавших работу лифта и сопровождавших пассажиров, которые находились на площадках первых этажей у каждого лифта. Это позволило высвободить около 12 тысяч лифтёров. С 1955 по 1959 г. к таким диспетчерским системам были подключены все лифты в жилых домах. К концу 1960-х гг. количество лифтов в Москве приблизилось к 50 тысячам, и контролировать их работу с помощью старых диспетчерских систем стало затруднительно [2].

В 1969 г. для обслуживания жилых домов в г. Тушино, была внедрена новая диспетчерская система «ОДС-320» [2].
Основной задачей ОДС являлось дистанционное управление и наблюдение за инженерным оборудованием жилого дома. Диспетчерская система включала в себя контроль за работой следующего оборудования: лифтов, котельных, систем центрального отопления, систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения, систем дымоудаления, электрощитовых [3].
Практика эксплуатации первых ОДС показала резкое сокращение простоев лифтов, уменьшение времени устранения неисправностей инженерных сетей жилых зданий, поэтому Правительство г. Москвы приняло решение о массовом внедрении ОДС в жилищно-коммунальные службы города. Возможность обеспечения с помощью ОДС контроля за состоянием дверей кабины и шахты, а также контроля за состоянием линий связи позволило Мослифту высвободить около 1100 человек обслуживающего персонала [2].

С 1970 г. в Москве, Киеве и других городах ОДС получили широкое распространение [3].

Лифты стали осматривать дежурные электромеханики, которые входили в состав бригады по техническому надзору за лифтами. Дежурство электромехаников осуществлялось посменно круглосуточно и за ними закреплялись определенные лифты [3].

Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ 1971 г.), утвержденные 26 января 1971 г. Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете министров СССР, содержали подпункт 5.1.39 следующего содержания:
«При безлифтерном пользовании лифтами в жилых и административных зданиях для контроля за работой группы лифтов может быть организован диспетчерский пункт.

Диспетчерский контроль должен удовлетворять следующим требованиям:
а) для лифтов с автоматическим открыванием и закрыванием дверей между диспетчерским пунктом и кабинами лифтов должна быть установлена двухсторонняя переговорная связь;
б) для лифтов с ручным или полуавтоматическим закрыванием и открыванием дверей помимо переговорной связи должна быть предусмотрена на диспетчерском пункте сигнализации о закрытии всех дверей шахты и о наличии пассажира в кабине;

в) допускается при необходимости устанавливать на диспетчерском пункте устройство для дистанционного отключения и включения лифтов.
Необходимость такого устройства определяется организацией, разработавшей конструкцию лифта.
Необходимость оборудования лифтов диспетчерским пунктом определяется эксплуатирующей организацией.» [4].

Таким образом, ПУБЭЛ 1971 г. предусматривалась возможность безлифтерного пользования лифтами, при условии наличия диспетчерского контроля и предъявлялись технические требования к устройству диспетчерского контроля.

В конце 80-х годов, был зафиксирован высокий рост детского травматизма, связанный с проникновением подростков в шахту с целью прокатиться на крыше кабины лифта. Для исключения подобных случаев в начале 90-х были разработаны устройства безопасности и системы диспетчеризации, позволяющие остановить работу лифта с автоматическим приводом дверей, в случае проникновении в шахту посторонних лиц. Восстановление нормальной работы лифта осуществлялось обслуживающим персоналом только на лифте, после осмотра шахты, чтобы удостоверится в отсутствии посторонних лиц. После оснащения лифтов такими устройствами случаи травмирования посторонних лиц практически исчезли. Помимо этого устройства безопасности исключали возможность движения лифта с открытыми дверями шахты и кабины из-за установки обслуживающим персоналом токопроводящих перемычек на рабочих контактах дверей кабины и шахты.

По данным Информационного бюллетеня Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору до 1999 г. число погибших при эксплуатации лифтов доходило до 25–30 случаев в год. Несмотря на значительное увеличение числа эксплуатируемых лифтов, уровень травматизма заметно снизился и составил в 2011 г. 4 несчастных случая со смертельным исходом. Следует отметить, что в 2011 г. три из четырех несчастных случаев произошли из-за неквалифицированных действий персонала, обслуживающего лифты. Также значительно снизился травматизм, связанный с умышленным проникновением подростков в лифтовые шахты с целью покататься на крыше кабины. В 1987–1992 гг. он достигал 65 несчастных случаев в год. В 2011 г. случаев травмирования подростков не зарегистрировано [5].

В ПБ 10-06-92 (ПУБЭЛ 1992 г.) и ПБ 10-558-03 (ПУБЭЛ 2003 г.), которые пришли на смену ПУБЭЛ 1971 г., также содержались требования к диспетчерскому контролю. В ПУБЭЛ 1992 г. это был раздел 13 с названием «Диспетчеризация», а в ПУБЭЛ 2003 г. раздел 13 изменил наименование на «Диспетчерский контроль за работой лифта». В целом, требования разделов ПУБЭЛ 2003 г. в части диспетчеризации лифтов повторяли требования ПУБЭЛ 1992 г.

Новыми в ПУБЭЛ 2003 г. были требования о необходимости осуществления энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов независимо от энергоснабжения лифта, а также необходимости обеспечения функционирования двусторонней связи между кабиной и диспетчерским пунктом не менее 1 часа при прекращении энергоснабжения оборудования диспетчерского контроля.

В отличие от ПУБЭЛ 1992 г. ПУБЭЛ 2003 г. не требовал обеспечения:
- световой сигнализации о наличии в кабине пассажира для пассажирских лифтов с ручным закрыванием дверей кабины;
- световой или звуковой сигнализации о нажатии кнопки "Стоп" в кабине пассажирского лифта жилого здания;
- световую сигнализацию об отпирании двери перегородки кабины лифтов, оборудованных такой дверью. [6], [7].
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 14 января 2013 г. №5 «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» ПБ 10-558-03 признаны не подлежащими применению с 15 февраля 2013 г.

Современный диспетчерский контроль за работой лифта

В настоящее время диспетчеризация лифта выполняется с использованием системы диспетчерского контроля, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных устройств диспетчерского контроля, программного обеспечения и действий диспетчера, необходимых для осуществления диспетчерского контроля за работой лифта [8].
Устройство диспетчерского контроля - это техническое средство для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи с диспетчером (оператором) [9].
Совокупность устройств диспетчерского контроля и программного обеспечения представляют собой диспетчерский комплекс [8].
Основными функциями современных диспетчерских комплексов являются: сигнализация о вызове диспетчера на переговорную связь, установление двусторонней переговорной связи диспетчера с пассажирами, а также передача информации о состоянии лифта. Кроме этого комплексы могут обеспечивать: видеоконтроль кабины лифта и этажных площадок, дистанционное отключение электропитания лифта, переговорную связь диспетчера с пользователями, находящимися на этажной площадке и т.п. Важной функцией диспетчерского контроля является возможность записи и хранения поступающей с лифта информации и переговоров диспетчера с регистраций времени их возникновения, что позволяет выполнить анализ нестандартной ситуации, возникшей на лифте [10].
В соответствии с действующим в настоящее время межгосударственным стандартом обязательным требованиям является наличие на лифте устройства дистанционной экстренной связи обеспечивающего постоянную двустороннюю переговорную связь с квалифицированным персоналом, отвечающим за освобождение (эвакуацию) [11].

Кроме того, в Российской Федерации «Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» предусмотрена необходимость контроля за работой лифтов, который должен осуществляться посредством диспетчерского контроля или постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте [12].

Современные диспетчерские комплексы позволяют определять местоположение кабины в шахте, собирать информацию о количестве включений главного привода, привода дверей, получать информацию об ошибках, возникающих в системе управления лифтом. Это позволяет наблюдать за работой лифтов в режиме реального времени, оперативно реагировать на непредвиденные ситуации и помогает обеспечивать своевременную эвакуацию пассажиров, заблокированных в кабине лифта.

Установка видеонаблюдения в кабине лифта, позволяет наблюдать за действиями пассажиров в кабине и сохранять видеозаписи. Эти меры направлены на защиту оборудования лифта от хулиганских и вандальных действий.

Будущее развитие диспетчерского контроля за работой лифта

Лифты широко используются в повседневной жизни людей и потребительский спрос на удобство использования лифтового оборудования растет. Однако на лифтах по-прежнему возникают нештатные ситуации и инциденты. Для поддержания высоких показателей безопасности и качества работы лифтов в период эксплуатации возникает потребность в новых решениях, позволяющих выполнять более глубокий анализ работы лифта, ускорить реагирование на возникновения нештатных ситуаций на лифтах, а в некоторых случаях даже предотвратить их.

С ростом количества современных лифтов создание безопасной, высокоинтеллектуальной системы мониторинга, позволяющей быстро реагировать на возникновение нештатных ситуаций, стало актуальной задачей, требующей использования современных решений. Одним из таких решений может являться Интернет вещей (IoT - Internet of Things), который позволяет существенно расширить возможности сбора, анализа и интерпретации данных, полученных с лифтового оборудования.

Интернет вещей – это многоуровневая система, как правило, состоящая из датчиков и контроллеров, установленных на оборудовании, средств передачи полученных данных, средств хранения данных, мощных инструментов обработки больших массивов данных и их интерпретации и визуализации, а также другие составляющие.

Создание и ведение базы данных о работе лифта позволяет выполнить машинную обработку и анализ информации, с целью обеспечения оперативного контроля за отклонением от стандартной поведенческой модели каждого лифта и своевременного реагирования на возникновение нештатной ситуации, а также контроль за необходимостью выполнения технического обслуживания лифта.

Использование технологий Интернета вещей позволит перейти на принципиально новый, предиктивный вид обслуживания лифта. Предиктивное обслуживание, в отличие от используемого сейчас превентивного (основанного на системе планово-предупредительных ремонтов), предусматривает обслуживание оборудования, основанное на диагностике и контроле его состояния. Предиктивное обслуживание позволяет производить работы не по заранее составленному плану, а при возникновении фактической необходимости. Благодаря этому, с одной стороны, не тратятся ресурсы на плановое обслуживание оборудования, которое способно проработать еще достаточное количество времени, а, с другой стороны, снижается вероятность простоя, вызванного неожиданным выходом оборудования из строя.

Положительный результат предиктивного обслуживания достигается за счет сбора и анализа данных о техническом состоянии оборудования, раннего обнаружения неисправностей, прогнозирования наступления отказа оборудования, планирования его обслуживания в зависимости от реального технического состояния лифта, оптимизации расходования средств, выделяемых на техническое обслуживание.

Возможности Интернета вещей и технологии Больших Данных (Big Data) по обработке и анализу потоков данных о работе лифта позволят спрогнозировать необходимость выполнения технического обслуживания или время наступления отказа оборудования.

Возможно, в будущем, искусственный интеллект позволит обеспечить более точное и своевременное обнаружение отклонений в работе лифта, чем человек в процессе выполнения осмотра лифта, что приведет к значительному сокращению времени «простоя» лифта и повышению уровня его безопасной эксплуатации.


1. Газарян, Ю.С. (2012), История российского лифтостроения, М.: Бизнес Сервис.
2. https://mosliftbook.ru/obedinyonnyie-dispetcherskie-sistemyi-chast-1.html
3. Бродский М.Г., Г. Б., Вишневецкий И. М., Грейман Ю. В. Безопасная эксплуатация лифтов. М., «Недра», 1975. 260 с.
4. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. М., «Недра», 1971 г.
5. Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №1(58) за 2012 г.
6. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-06-92.
7. Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03.
8. ГОСТ 33605-2015. Лифты. Термины и определения.
9. Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011.
10. ГОСТ 34441-2018. Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования.
11. ГОСТ 33984.1-2016 Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».



ВИКИПЕДИЯ


Возврат к списку